Sabirabad
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 05.05.2024, 13:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [14]
Главная » Статьи » Мои статьи

Наследника миллионера-нефтепромышленника Ага Мусы Нагиева.
Влюбленный в сцену
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения замечательного актера и художника Фараджа Нагиева - наследника миллионера-нефтепромышленника Ага Мусы Нагиева. В канун знаменательной даты мы встретились с дочерьми Фараджа Нагиева - Дилярой ханум и Солмаз ханум, попросив их поделиться воспоминаниями о человеке, внесшем большой вклад в становление и развитие национального сценического искусства. И вот что рассказали наши собеседницы:
- Судьбу отца в определенной степени предначертал сам Ага Муса, назвав усыновленного ребенка Фараджем. “Радость, пришедшая после горя” - именно так переводится смысл этого имени с арабского языка. Может быть, поэтому в жизни Фараджа Нагиева тяжелые времена постоянно чередовались с периодами творческих подъемов, достижений, горе и боль сменялись счастьем и радостью... Как бы то ни было, нелегко было человеку, который после установления в Азербайджане Советской власти, избегая преследований, упреков в собственный адрес, а также изгнания в Сибирь, вынужден был колесить по всей республике и по всему Союзу.
...В сцену Фарадж влюбился с детства. На известие о том, что его сын увлекается театром, Ага Муса ответил, что он и сам, будучи амбалом, стал миллионером, и не следует вмешиваться в дела провидения: “Главное, чтобы сын мой стал достойным человеком”.
Помогая театральным осветителям, за короткое время 15-летний Фарадж выучил все роли наизусть - благо, память у него была феноменальной. С 1920 года, в возрасте 17-ти лет, он начал трудовую деятельность в “Рабочем театре”. И очень скоро начинающему актеру доверили исполнять эпизодические роли. В 1929-1933 гг., когда в Азербайджане еще царила безграмотность, Фарадж закончил отделение Азербайджанского театрального техникума. Ему приходилось учиться одновременно на дневном курсе актерского мастерства и вечернем курсе режиссерского факультета. Помимо этого, он получил высшее образование по изобразительному искусству.
Вскоре внимание отца привлекло давно забытое представление “Гаравелли”, которое устраивалось в незапамятные времена в городах и селах Азербайджана в честь прихода весны. Так и появился сценарий “Гаравелли” на 70-ти страницах. Однако очень долгое время эта рукопись находилась в безвестности. Тем не менее, благодаря настойчивости и целеустремленности, по прошествии довольно длительного периода, в 1969 году, Фарадж Нагиев добивается утверждения сценария народного зрелища “Гаравелли”. Впоследствии, когда усилиями отца Дом народного творчества был переименован в “Театр Гаравелли”, народный артист республики, профессор Гаджиага Аббасов письменно обратился к руководству Азербайджана: “Это - результат плодотворной работы моего воспитанника Фараджа Нагиева, человека одаренного, талантливого, всегда жаждущего принести пользу подрастающему поколению нашей республики”.
Так, начиная с 1969 года, на каждый Новруз байрам народ мог стать свидетелем возрожденного красочного, необычайного зрелища: одетые в великолепные наряды артисты в пьесах “Непутевый сын”, “Игра с кольцом”, “Кес-кеса” “Фантазия”, “Мейхана”, “Своенравная жена” стремительно заменяли друг друга. Сценаристом, режиссером, а также исполнителем роли Кес-кеса являлся сам Фарадж Нагиев.
...Между тем, стоит отметить, что с 1929 года, когда Фарадж уже был женат, он стал еще больше ощущать на себе давление советских бюрократов и чиновников - при каждом удобном случае на него указывали как на “наследника капиталиста”. В конце концов, любовь к театру заставила отца обратиться в Министерство культуры с просьбой о командировании на периферию и в дальние края. Именно так и началась его кочевая жизнь, которая продолжилась вплоть до 50-х годов прошлого столетия. Работая в районах Азербайджана, Фарадж Нагиев изо всех сил содействовал развитию национального театрального искусства, организовывал выездные концертные группы в колхозах. В 1930-1931 гг. он работал актером и директором Сабирабадского театра. А в 1947-1948 гг., вновь вернувшись в этот же театр, стал его главным режиссером, постановщиком, оформителем афиш и декоратором. Именно в Сабирабаде он открыл новую страницу в истории азербайджанского сценического искусства - талант Лютвияра Иманова. Кстати, сам Лютвияр муаллим до сих пор очень тепло вспоминает об отце, обо всем, что сделал для него Фарадж Нагиев.
В 1932-1933 гг. отец работал в Сальяне, где рука об руку сотрудничал с известным ханенде Гулу Аскеровым и стал основателем местного театра, будучи задействован в нем в качестве режиссера и актера. Нельзя не отметить и тот факт, что Фарадж Нагиев внес определенную лепту в становление Рубабы ханум Мурадовой - одного из корифеев национального исполнительского искусства. Иммигрантка из Ирана, она говорила, в основном, на фарси, и первый ее выход на сцену произошел во многом благодаря отцу, который вложил усилия для того, чтобы Рубаба ханум тщательно изучила литературный азербайджанский.
В 1934-1936 гг. Фарадж был командирован в Среднюю Азию, в Ашхабад. Здесь, как и везде, где он бывал, его ждала упорная работа над возрождением местного театра, расширением его репертуара.
В 1937-1939 гг. в театре Нухи (ныне Шеки) отец поставил спектакль “Город ветров”, в котором сыграл роль Ашуга. После этого сцена Нухинского театра обогатилась еще одним спектаклем в постановке Фараджа Нагиева - комедией “Не та, так эта”. Отец стал одновременно художником, постановщиком и актером этого спектакля. А в 1939 году он переехал в Дербент, где проработал до 1941 года в городском театре в качестве директора и режиссера. Кстати, в начале 30-х годов он вплотную занимался бутафориями и гриммированием актеров. Он даже учился на курсах кройки и шитья, после чего очень часто шил на свои средства костюмы для актеров. В постановке пьесы “Кровавая пустыня” он выступил и как декоратор - это была его первая работа в качестве художника.
Фарадж Нагиев, как вы уже поняли, был личностью довольно разносторонней. К примеру, современники часто вспоминали, как он великолепно танцевал - особенно, национальный танец “Гочали”, передавая его смысл не только движениями тела, но и мимикой лица. Кроме того, Фарадж Нагиев - автор более 200 сатирических поэм и стихов, которые и по сей день хранятся в Государственном архиве литературы и искусства, а также юмористических рассказов “Юрий”, “Кази”, “Божий человек и бедняк” и т.д. Написанные им интерлюдии “Стесняюсь”, “Это украшение”, “Будь осторожна”, “Мейхана”, “Выбор” и другие еще в свое время создали вокруг себя много шума.
Записал Заур Эльдароглы


Источник: http://Газета "Наш век"
Категория: Мои статьи | Добавил: sabirabad (11.08.2008)
Просмотров: 1614 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024